Краткая презентация основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №2 (ФГОС ДО, п.2.13)
1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа
В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №2 «Солнышко» (далее МАДОУ №2) реализуется основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования (далее Программа).
Срок реализации по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования предусматривается с 2 месяцев до 8 лет. По Уставу МАДОУ №2 - с 1,5 лет до прекращения образовательных отношений с переходом на другую ступень образования; присмотр и уход за воспитанниками с приоритетным осуществлением речевого развития.
В МАДОУ №2 образовательная деятельность осуществляется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования.
В группе компенсирующей направленности осуществляется реализация основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования, адаптированных образовательных программ, составленных с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Группы общеразвивающей направленности посещают:
1-я группа раннего возраста – 20 детей
2-я группа раннего возраста – 35 детей
младшая группа – 38 ребенка
средняя группа – 44 ребенка.
Группы общеразвивающей направленности с осуществлением коррекционной помощи в условиях логопункта посещают:
старшая группа №11 – 19 детей
подготовительная группа №6 – 24 ребенка
подготовительная группа №9 – 24 ребенка
Всего в эти группы зачислено 44 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из них:
группа №6 – 10 человек
группа №8 – 1 человек
группа №9 – 9 человек
группа №11 – 12 человек
группа №12 – 9 человек.
Группу компенсирующей направленности посещают 10 детей (из них 3 ребенка-инвалида).
Также дети-инвалиды интегрированы в группы общеразвивающей направленности №4 (1 ребенок), №12 (1 ребенок).
2. Используемые Примерные программы.
? От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой– М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
? Цветные ладошки. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. И.А.Лыкова. Издательский дом «Карапуз», 2008.
? «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей, авт. Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина. – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.
? Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др., М: Просвещение, 2008.
? Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В.Нищева. 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
? Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития, авт. Л.Б.Баряева, Санкт-Петербург, 2010.
? Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет».– Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016.
3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Значимыми для разработки и реализации Программы, построения индивидуальной траектории развития детей является социально-педагогическая характеристика и социальный паспорт семей воспитанников, который составляется ежегодно на начало учебного года.
Критерии |
2018-2019 уч.год |
2019-2020 уч.год |
2020-2021 уч.год |
Всего семей |
216 |
212 |
216 |
Всего родителей |
406 |
396 |
404 |
Количество дошкольников |
223 |
218 |
222 |
Количество дошкольников, воспитывающихся в полных семьях |
183 |
169 |
176 |
Количество дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях |
35 |
43 |
39 |
Количество семей, имеющих 1 ребенка |
67 |
75 |
68 |
Количество семей, имеющих 2 ребенка |
109 |
96 |
78 |
Количество дошкольников, воспитывающихся в многодетных семьях |
39 |
44 |
54 |
Количество дошкольников из малообеспеченных семей |
12 |
11 |
19 |
Количество опекаемых детей |
1 |
1 |
1 |
Количество детей-инвалидов |
7 |
7 |
5 |
Количество семей, состоящих на внутреннем учете |
0 |
0 |
0 |
Количество семей, состоящих на учете в ТКДН и ЗП |
1 |
1 |
0 |
Особенности контингента родителей воспитанников
Возрастной уровень |
Образовательный уровень |
Социальный статус |
До 30 лет |
До 40 лет |
После 40 лет |
Среднее |
Среднее специальное |
Высшее |
Служащие |
Рабочие |
Сфера обслуживания |
Врачи, педагоги |
Предприниматели |
Безработные |
82 |
261 |
59 |
38 |
216 |
136 |
67 |
235 |
52 |
49 |
21 |
47 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участие родителей в образовательном процессе групп и ДОУ
Формы сотрудничества |
Количество |
% |
Проектная деятельность |
64 |
35 |
Участие в выставках |
93 |
51 |
Участие в конкурсах разного уровня |
43 |
24 |
Участие в спортивных мероприятиях |
23 |
13 |
Участие родителей в исполнении ролей на праздниках |
21 |
11 |
Участие в акциях разного уровня |
92 |
51 |
Помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы |
98 |
54 |
Помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды участка |
91 |
50 |
Участие в государственно-общественном управлении |
10 |
5 |
Оценка активности родителей в образовательном процессе своих групп и ДОУ
Показатели |
Количество |
% |
Активные родители |
77 |
43 |
Родители выполняют разовые поручения |
96 |
53 |
Родители не активны, тяжело включаются |
69 |
38 |
На основании характеристики семей воспитанников проектируется содержание работы по партнёрскому взаимодействию с родителями.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Одним из важных условий реализации Программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие основные принципы:
· открытость дошкольного учреждения для родителей;
· создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду;
· сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
· взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
· уважение и доброжелательность друг к другу;
· дифференцированный подход к каждой семье;
· равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников:
- с будущими родителями.
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи:
1) приобщать родителей к участию в жизни детского сада;
2) формировать психолого-педагогические знания родителей, повышать педагогическую культуру родителей;
3) оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
4) изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания;
5) информационная поддержка родителей (законных представителей) о реализации Программы.
Планируемый результат: формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в жизнь детского сада, общественную деятельность; овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Виды взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников:
Сотрудничество – общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Система взаимодействия с родителями включает:
· ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, с анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
· ознакомление родителей с содержанием работы образовательного учреждения, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
· целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
· обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Педагогический коллектив активно изучает формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества. При составлении планов работы с родителями педагоги учитывают уровень педагогической культуры семей, социальный запрос родителей – интересы, нужды, потребности, пожелания через анкетирование.
Направления работы |
Формы участия |
Периодичность
сотрудничества |
проведение мониторинговых исследований |
- анкетирование
- социологические опросы
- «Родительская почта» |
3-4 раза в год
по необходимости
|
создание условий
|
- участие в субботниках по благоустройству территории;
- помощь в создании предметно-развивающей среды;
- оказание помощи в ремонтных работах |
2 раза в год
постоянно
ежегодно |
управление ДОУ |
- участие в работе попечительского совета,
- участие в работе Совета ДОУ;
- участие в педагогических советах |
по плану |
просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей |
- наглядная информация в родительских уголках;
- информация на сайте ДОУ;
- родительские собрания;
- выпуск журнала для родителей «У Солнышка в гостях»
- фото, видео- презентация деятельности ДОУ;
- консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;
- Дни открытых дверей;
- совместные праздники, развлечения, экскурсии, походы;
- участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах
- мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности;
- посещение семей на дому;
- «Умничка с пеленок» (для неорганизованных детей и их родителей) |
1 раза в месяц
обновление постоянно
1 раз в квартал
1 раз в квартал
ежемесячно
по плану
2 раза в год
по плану
по плану
по плану
по необходимости
1 раза в месяц
1 раз в месяц |
В детском саду значительное место занимает работа по соблюдению прав ребенка, в том числе и выявление неблагополучных семей. Данная работа включает:
? информирование педагогического коллектива о защите прав детей;
? информирование педагогов о содержании, формах и методах работы с семьями «группы риска»;
? проведение работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми в семье;
? вовлечение родителей неблагополучных семей в работу детского сада, групп.
4. Реализация принципов и подходов к формированию Программы
При реализации Программы, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, руководствуемся следующими принципами:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Условия реализации Программы обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Для успешной реализации Программы в образовательном учреждении обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в МАДОУ №2 созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей.
В ДОУ проводится оценка индивидуального развития детей (педагогическая диагностика), результаты которой используются для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Для полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в ДОУ созданы условия для социальной ситуации развития воспитанников:
- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к чувствам и потребностям;
- поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности (ребенок – субъект, активно участвует в выборе содержания своего образования);
- не директивная помощь и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития конкретного ребенка (зона ближайшего развития каждого ребенка);
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.