Краткая презентация основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №2 (ФГОС ДО, п.2.13)
 
1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа
В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №2 «Солнышко» (далее МАДОУ №2) реализуется основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования (далее Программа).
            Срок реализации по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования предусматривается с 2 месяцев до 8 лет. По Уставу МАДОУ №2  - с 1,5 лет до прекращения образовательных отношений с переходом на другую ступень образования; присмотр и уход за воспитанниками с приоритетным осуществлением речевого развития.
В МАДОУ №2 образовательная деятельность осуществляется   в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация основной  общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования.
В группе компенсирующей направленности осуществляется реализация основной  общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования, адаптированных образовательных программ, составленных с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Группы общеразвивающей направленности посещают:
1-я группа раннего возраста – 20 детей
2-я группа раннего возраста – 35 детей
младшая группа – 38 ребенка
средняя группа – 44 ребенка.
Группы общеразвивающей направленности с осуществлением коррекционной помощи в условиях логопункта посещают:
старшая группа №11 – 19 детей
подготовительная группа №6 – 24 ребенка
подготовительная группа №9 – 24 ребенка
       Всего в эти группы зачислено 44 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из них:
группа №6 – 10 человек
группа №8 – 1 человек 
группа №9 – 9 человек 
группа №11 – 12 человек
группа №12 – 9 человек.
Группу компенсирующей направленности посещают 10 детей (из них 3 ребенка-инвалида).
       Также дети-инвалиды интегрированы в группы общеразвивающей направленности №4 (1 ребенок), №12 (1 ребенок).
 
2. Используемые Примерные программы.
? От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой– М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
         ? Цветные ладошки. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. И.А.Лыкова. Издательский дом «Карапуз», 2008.
         ? «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей,  авт. Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина. – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.
          ? Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др., М: Просвещение, 2008.
          ? Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В.Нищева. 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
          ? Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития, авт. Л.Б.Баряева, Санкт-Петербург, 2010.
? Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет».– Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016.
 
3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Значимыми для разработки и реализации Программы, построения индивидуальной траектории развития детей является   социально-педагогическая характеристика и социальный паспорт семей воспитанников, который составляется ежегодно на начало учебного года.
| 
 Критерии   | 
 2018-2019 уч.год  | 
 2019-2020 уч.год  | 
 2020-2021 уч.год  | 
| 
 Всего семей  | 
 216  | 
 212  | 
 216  | 
| 
 Всего родителей  | 
 406  | 
 396  | 
 404  | 
| 
 Количество дошкольников  | 
 223  | 
 218  | 
 222  | 
| 
 Количество дошкольников, воспитывающихся в полных семьях  | 
 183  | 
 169  | 
 176  | 
| 
 Количество дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях  | 
 35  | 
 43  | 
 39  | 
| 
 Количество семей, имеющих 1 ребенка  | 
 67  | 
 75  | 
 68  | 
| 
 Количество семей, имеющих 2 ребенка  | 
 109  | 
 96  | 
 78  | 
| 
 Количество дошкольников, воспитывающихся в многодетных семьях  | 
 39  | 
 44  | 
 54  | 
| 
 Количество дошкольников из малообеспеченных семей  | 
 12  | 
 11  | 
 19  | 
| 
 Количество опекаемых детей  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 Количество детей-инвалидов  | 
 7  | 
 7  | 
 5  | 
| 
 Количество семей, состоящих на внутреннем учете  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
| 
 Количество семей, состоящих на  учете в ТКДН и ЗП  | 
 1  | 
 1  | 
 0  | 
 
Особенности контингента родителей воспитанников
| 
 Возрастной уровень  | 
 Образовательный уровень  | 
 Социальный статус  | 
| 
 До 30 лет  | 
 До 40 лет  | 
 После 40 лет  | 
 Среднее   | 
 Среднее специальное  | 
 Высшее   | 
 Служащие   | 
 Рабочие  | 
 Сфера обслуживания  | 
 Врачи, педагоги  | 
 Предприниматели   | 
 Безработные   | 
| 
 82  | 
 261  | 
 59  | 
 38  | 
 216  | 
 136  | 
 67  | 
 235  | 
 52  | 
 49  | 
 21  | 
 47  | 
| 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
 
Участие родителей в образовательном процессе групп и ДОУ
| 
 Формы сотрудничества  | 
 Количество   | 
 %  | 
| 
 Проектная деятельность  | 
 64  | 
 35  | 
| 
 Участие в выставках  | 
 93  | 
 51  | 
| 
 Участие в конкурсах разного уровня  | 
 43  | 
 24  | 
| 
 Участие в спортивных мероприятиях  | 
 23  | 
 13  | 
| 
 Участие родителей в исполнении ролей на праздниках  | 
 21  | 
 11  | 
| 
 Участие в акциях разного уровня  | 
 92  | 
 51  | 
| 
 Помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы  | 
 98  | 
 54  | 
| 
 Помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды участка  | 
 91  | 
 50  | 
| 
 Участие в государственно-общественном управлении  | 
 10  | 
 5  | 
 
Оценка активности родителей в образовательном процессе своих групп и ДОУ
| 
 Показатели   | 
 Количество   | 
 %  | 
| 
 Активные родители  | 
 77  | 
 43  | 
| 
 Родители выполняют разовые поручения  | 
 96  | 
 53  | 
| 
 Родители не активны, тяжело включаются  | 
 69  | 
 38  | 
На основании характеристики семей воспитанников проектируется содержание работы по партнёрскому взаимодействию с родителями.
 
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
 В современных  условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей,  то есть  имеющим возможность оказывать  на неё  определенное влияние.  
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Одним из важных условий реализации Программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса.
            В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие основные принципы:
·         открытость дошкольного учреждения для родителей;
·         создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду;
·         сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
·         взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;
·         уважение и доброжелательность друг к другу;
·         дифференцированный подход к каждой семье;
·         равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ  осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников:
- с  будущими родителями. 
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи:
1)      приобщать родителей к участию  в жизни детского сада;
2)      формировать психолого-педагогические знания родителей, повышать педагогическую культуру родителей;
3)      оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и  укреплении их физического и психического здоровья,  в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
4)       изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания;
5)      информационная поддержка родителей (законных представителей) о реализации Программы.
Планируемый результат: формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в жизнь детского сада, общественную деятельность; овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 
Виды взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников:
Сотрудничество – общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Система  взаимодействия  с родителями  включает:
·      ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, с анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
·      ознакомление родителей с содержанием работы образовательного учреждения, направленной на физическое, психическое и социальное  развитие ребенка;
·      целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
·      обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Педагогический коллектив активно изучает формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества. При составлении планов работы с родителями педагоги учитывают уровень педагогической культуры семей, социальный запрос родителей – интересы, нужды, потребности, пожелания через анкетирование.
| 
 Направления работы  | 
 Формы участия  | 
 Периодичность 
сотрудничества  | 
| 
  проведение мониторинговых исследований  | 
 - анкетирование 
-  социологические опросы 
- «Родительская почта»  | 
 3-4 раза в год 
по необходимости 
   | 
| 
 создание условий 
   | 
 - участие в субботниках по благоустройству территории; 
- помощь в создании предметно-развивающей среды; 
- оказание помощи в ремонтных работах  | 
 2 раза в год 
  
постоянно 
  
ежегодно  | 
| 
 управление ДОУ  | 
 - участие в работе попечительского совета,  
- участие в работе Совета ДОУ;  
- участие в педагогических советах  | 
 по плану  | 
| 
 просветительская деятельность, направленная на  повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей  | 
 - наглядная информация в родительских уголках; 
- информация на сайте ДОУ; 
- родительские собрания; 
- выпуск журнала для родителей «У Солнышка в гостях» 
- фото, видео- презентация деятельности ДОУ;  
- консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции; 
- Дни открытых дверей; 
- совместные праздники, развлечения, экскурсии, походы; 
- участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах 
- мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности; 
- посещение семей на дому; 
  
- «Умничка с пеленок» (для неорганизованных детей и их родителей)  | 
 1        раза в месяц 
  
обновление постоянно 
1 раз в квартал 
1 раз в квартал 
  
ежемесячно 
  
по плану  
  
2 раза в год 
по плану 
  
по плану 
  
по плану 
  
по необходимости 
1            раза в месяц 
1 раз в месяц  | 
 
           В детском саду значительное место занимает  работа по соблюдению прав ребенка, в том числе и выявление неблагополучных семей. Данная работа включает:
? информирование педагогического коллектива о защите прав детей;
? информирование педагогов о содержании, формах и методах работы с семьями «группы риска»;
? проведение работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми в семье;
? вовлечение родителей неблагополучных семей в работу детского сада, групп.
 
4. Реализация принципов и  подходов к формированию Программы
            При реализации Программы, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, руководствуемся следующими принципами: 
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом; 
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
             Условия реализации Программы обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
              Для успешной реализации Программы в образовательном учреждении обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 
               Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в МАДОУ №2 созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей. 
              В ДОУ проводится оценка индивидуального развития детей (педагогическая диагностика), результаты которой используются для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей. 
              Для полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в ДОУ созданы условия для социальной ситуации развития воспитанников:
- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к чувствам и потребностям;
- поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности (ребенок – субъект, активно участвует в выборе содержания своего образования);
- не директивная помощь и поддержка  детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития конкретного ребенка (зона ближайшего развития каждого ребенка);
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.